назад
 
на главную страницу

Церковь Иоанна

Предтечи в Толчкове

Строительство храма относится к 1671-1687 годам. Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих 15 глав церковь Иоанна Предтечи поражает роскошью декоративного убранства и мастерством его исполнения. Изобилие изразцов на стенах пленяет глаз. Памятник симметричен по своему плану и объемам. Каждая выбранная точка зрения открывает его необыкновенные художественные достоинства. Особенно красивы высокие приделы храма, увенчанные группами маленьких главок. После пожара в 1708 году средняя глава была заменена другой, существующей и ныне. Внутреннее пространство церкви поражает своими крупными размерами, пышной резьбой иконостаса, драгоценными по тонкости исполнения иконами, художественностью кузнечной работы дверей и решеток. Но главное - это уникальные фрески. они покрывают все стены, оконные и дверные откосы. Грандиозная стенопись Толчковского храма выполнена в 1694-1695 годах шестнадцатью ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым и Федором Игнатьевым - выдающимися русскими художниками конца XVII века. Созданные в необычно короткий срок (около 5 месяцев), росписи интересны как количеством сюжетов, так и высокой техникой исполнения. Рисунок тонок и поразительно изящен. Колорит повсюду выдержан в холодной зеленоватой гамме. Приделы паперти расписывались в 1700 году, по-видимому, теми же мастерами.

Декоративно-повествовательный стиль фресковой живописи в церкви Иоанна Предтечи достигает своего наивысшего расцвета. Отдельные крупные изображения святых, помещаемые на столбах, здесь уступили место мелко фигурным композициям. Росписи на стенах дробятся на большее, чем прежде, число ярусов. Тематика росписей несет в себе много нового. Художники отказались от суровой композиции "Страшного суда", обычно занимавшей западную стену, заменили ее в нижнем ярусе шестью библейскими композициями на тему "Песни песней", а на своде - сложной символической композицией "Премудрость создала себе дом". "Страшный суд" в измененной, сокращенной и более смягченной трактовке изображен в северной паперти. В росписи заметны реалистическое толкование сюжетов, попытка отразить наблюдения над природой, соблюсти в пейзажах пространственную перспективу.

Толчковская стенопись - самая значительная из всех, созданных на рубеже XVII-XVIII веков.Колокольня церкви Иоанна Предтечи является не только вершиной и гордостью ярославской школы, но и одним из высших достижений самобытной русской культуры. Изящна по своему силуэту, но формы ее несколько чужды ярославской архитектуре, особенно второй и третий ярусы, предельно насыщенные декоративными элементами западно-европейского происхождения (пилястры-консоли, русты и прочее).

 

Hosted by uCoz